Термин «безбарьерная» или «доступная» среда обозначает элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Она подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям.
Инвалид – человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения – это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
- инвалиды;
- люди с временным нарушением здоровья;
- беременные женщины;
- люди старших возрастов;
- люди с детскими колясками и т.п.
Все категории инвалидов и МГН (вид нарушения): |
— передвигающиеся на креслах-колясках; |
— с нарушениями опорно-двигательного аппарата; |
— с нарушениями зрения; |
— с нарушениями слуха; |
— с нарушениями умственного развития; |
Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2025 года.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2025 годы
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда»
Государственный заказчик – координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда» Министерство здравоохранения и социального развития РФ
Цели Государственной Программы «Доступная среда» на 2011-2025 годы: формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Создание доступной среды для всех
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Задачи организации доступной среды в рамках школы:
— развитие инклюзивного образования;
— создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
— создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
— формирование доступной среды.
РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, НАЦЕЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ГРАЖДАН К ПРОБЛЕМАМ ИНВАЛИДОВ
Специально оборудованные учебные кабинеты:
В МБОУ лицее № 4 г. Георгиевска нет в наличии специальных оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеющиеся учебные кабинеты подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно оборудованном учебном кабинете.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Для проведения практических занятий в МБОУ лицее № 4 г. Георгиевска оборудованы кабинеты , информатики, спортивный зал.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В образовательном учреждении имеется библиотека с читальным залом, с возможностью выхода в интернет и контролем копирования и распечатывания документов. Все обучающиеся обеспечены соответствующей литературой.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Оборудование в спортивном зале и на спортивной площадке не приспособлены для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и для детей-инвалидов по зрению ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В случае необходимости могут быть предоставлены специальные средства обучения коллективного и индивидуального пользования.
Во время проведения занятий в классах, где обучаются дети -инвалиды и обучающиеся с ОВЗ возможно применение мультимедийных средств, оргтехники мультимедиа-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины педагогами дополнительно проводятся групповые и индивидуальнее консультации.
Для детей с нарушениями речи функционирует логопедический кабинет. Проводятся индивидуальные и групповые занятия с психологом.
об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации:
- Вход в школу оборудован пандусом
- При в ходе в школу расположена вывеска с названием организации и графиком работы, с информацией о возможности вызова персонала для помощи инвалидам.
- При в ходе в школу расположена табличка со шрифтом Брайля с названием организации и графиком работы, с информацией о возможности вызова персонала для помощи инвалидам
- На первом этаже расположены учебные кабинеты, столовая, спортзал, гардероб.
- На первом этаже так же находится санитарно-гигиеническая комната
- Здание школы оснащено системой противопожарной звуковой сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло.
Специальные условия питания:
Для обучающихся детей-инвалидов предусмотрено льготное питание.
Специальные условия охраны здоровья:
В МБОУ лицее №4 г. Георгиевска созданы условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов: имеются спортивный зал с необходимым оборудованием и инвентарем, спортивная площадка. В школе функционирует ПМПк, работают специалисты сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В школе осуществлен доступ к информационно-коммуникационной сети Интернет для всех учащихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ. Доступ имеется в учебных кабинетах и библиотеке.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- В рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие.
- Исключён доступ учащихся к сети Интернет без присутствия преподавателя.
- На всех компьютерах, подключенных к сети Интернет, установлена и настроена программа контентной фильтрации, обеспечивающая исключение доступа к ресурсам Интернет, не относящимся к образовательному процессу.
- Приказами по образовательному учреждению назначены ответственные за доступ к сети Интернет и ответственный за установку и настройку программы контентной фильтрации.
- Федеральный портал «Российское образование» —http://www.edu.ru
- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» —http://window.edu.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов —http://school-collection.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов —http://fcior.edu.ru
- http://www.mon.gov.ru/—Министерство образования и науки Российской Федерации
- http://www.uznai-prezidenta.ru/Детский сайт Президента Российской Федерации
- http://www.ege.edu.ru/—Портал информационной поддержки ЕГЭ
- http://www.eidos.ru/olymp/— Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады
- http://www.rusolymp.ruВсероссийская олимпиада школьников
- http://www.olympiads.ru— Олимпиадная информатика
- http://www.en.edu.ru— Естественнонаучный образовательный портал
- http://ege.edu.ru-Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
- http://www.school.edu.ru— Российский общеобразовательный портал
- http://www.vidod.edu.ru— Федеральный портал «Дополнительное образование детей»
- http://ege.edu.ru— Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
- http://vschool.km.ru— Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
- http://www.ege.ru— Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме
- www.nachalka.info/ru— Начальная школа Уроки Кирилла и Мефодия
- www.nachalka.com. — Начальная школа детям, родителям, учителям
- www.school-collection.ru— Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://www.edu.ru— Федеральный портал «Российское образование»
- http://www.computer-museum.ru— Виртуальный компьютерный музей
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:
В 2022—2023 учебном году в образовательной организации отсутствуют обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, которым требуются специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование. В случае возникновения запроса специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование предоставляются.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат:
проживание не предоставляется.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
проживание не предоставляется.